После изгнания белых войск в Донской области активно проводится политика «военного коммунизма». В 1921 г. половина области была охвачена голодом. Несмотря на это, на область была назначена продразверстка в 8 млн. пудов исходя из урожая 1919 г. Южные округа Дона с трудом выполняли продразверстку, а в северных, менее богатых, она вызвала массовое недовольство. Казачество и крестьянство ответили на новое насилие сопротивлением в форме бандитизма. Появились вооруженные бандформирования, которые громили продсклады, мешая вывозу хлеба, уничтожали органы власти и их представителей под лозунгом «Долой продразверстку, долой насилие коммунистов». Так, восстал караульный батальон в Усть-Медведицком округе под руководством К.Т. Вакулина, члена РКП(б) с 1918 г., награжденного орденом Красного Знамени, восстал караульный эскадрон в станице Вешенской под руководством Я. Фомина. В 4-м томе романа Шолохова «Тихий Дон» описано, как Фомин собирался уничтожить комиссаров и коммунистов и поставить свою, казачью власть, однако эти его намерения не нашли поддержки у населения, недовольного войной еще больше, чем советской властью. Вскоре на Дону объявился бывший комбриг 1-й Конной армии Г.С. Маслаков со своим дезертировавшим отрядом. Он ушел из Красной Армии и начал партизанскую войну против продразверстки за «истинную советскую власть» и за очищение советских учреждений «от гадов».
Наибольшего развития повстанческое движение достигло к лету - началу осени 1921 г. Большевистское руководство области традиционно применяло жестокие меры, в том числе для его подавления были привлечены части регулярной армии. ЦК РКП(б) требовал от губернских и областных парткомов, чтобы те станицы и села, которые упорно поддерживают повстанцев, подвергались полному уничтожению, проводились массовые расстрелы, брались заложники. Однако одновременно был снижен продовольственный наряд до 643 млн. пудов, что означало признание справедливости части требований повстанцев.
Эти меры, особенно действия военных совещаний и частей армии, все больше изолировали повстанцев от населения. Повстанческое движение постепенно пошло на спад, так как было очевидно, что советская власть сильно укрепилась. Деятельность отрядов приняла уголовный характер, они превратились в настоящие банды и были быстро разгромлены. На 1-й краевой конференции правящей партии в марте 1923 г. А.И. Микоян прямо указал, что установление мира в этом регионе относится не к 1920 г., когда он был освобожден от белогвардейцев, а к 1922 г., когда был в основном ликвидирован политический бандитизм.
«Малая гражданская война»
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-12-07 10:32:03
Страница: 1