В начале 60-х гг. набранные темпы экономического роста начали неуклонно снижаться. Сказались отрицательные последствия субъек­тивизма и волюнтаризма в руководстве экономикой, частые организационные пе­рестройки, которые проводились в ущерб мобилизации экономических стимулов развития производства, прежде всего, принципа материального стимулирования трудящихся в результате их труда. В стране нарастали экономические трудности и как следствие, недовольство политикой Хрущева. Когда Н.С. Хрущев развернул кампанию под лозунгом «Догнать и перегнать США по производству мясомолочной продукции», по всей стране и в области начался массовый забой скота и буквально на следующий год были повышены цены и обнаружились серьезные затруднения с продовольствием. При этом правительство снизило расценки на оплату труда, вызвало массовые протесты тру-1962 г. на Новочеркасском электровозном заводе произошли крупные волнения. Руководство области во главе с А.В. Басо­вым не смогло найти общий язык с рабочими. В результате столкновения рабочих и войск поя­вились человеческие жертвы. Вот как описывает «Литератур­ная газета» трагические события: «С января 1962 года на Новочер­касском электровозостроитель­ном заводе в очередной раз сни­жали расценки до 30 - 35 процен­тов. Последним понизили рас­ценки рабочим сталелитейного цеха. Это было уже в мае. А утром 1 июня по цен­тральному радио было объявлено о повышении цен на масло и мясо. Но не только повышение цен привело к забастовке. На заводе не решалась жилищная проблема, а плата за частные квартиры составляла в ту пору от 35 до 50 рублей в месяц, т. е. 20 - 30 процентов месячной зарплаты рабочего... В магазинах практически не было мясных продуктов, а на рынке все стоило очень дорого.
...В стальцехе рабочие собирались кучками. В цех пришел директор завода Ку-рочкин и сказал рабочим, что, конечно, всех возмутило: «Не хватает денег на мясо и колбасу - ешьте пирожки с ливером». Эти слова и стали той искрой, которая приве­ла к трагедии».
К забастовкам рабочих электровозостроительного завода примкнули представи­тели других рабочих коллективов. Семитысячная толпа рабочих с красными знаме­нами и портретом Ленина устроила марш протеста от завода к центру города, где на­чался захват административных помещений. По приказу командующего СКВО ге­нерала армии И.А. Плиева к месту волнений были выдвинуты войска с правом применения оружия. Несмотря на отказ заместителя командующего округом генерал-лейтенанта М. К. Шапошникова участвовать в этой акции, по рабочим был открыт огонь. Были убиты двадцать четыре человека, из них один школьник, тридцать человек были ранены.
К участникам трагических событий были применены суровые меры наказания. ^от строки из приговора по делу одного из них, П. П. Сиуды: «1-3 июня 1962 года в Новочеркасске Ростовской области и на отдельных предприятиях города уголовно-хулиганствующими элементами были спровоцированы массовые беспорядки, со­провождавшиеся погромами, избиениями советских работников и представителей общественности, дезорганизацией работы промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и другими бесчинствами За участие в новочеркасских событиях были осуждены 105 человек. Семеро б 1 Приговорены к исключительной мере наказания - расстрелу (в том числе, одна женщина). Приговор был приведен в исполнение. Такова еще одна из самых трагических страниц в новейшей истории Дона все, что в течение трех июньских дней происходило в Новочеркасске, не было чем-то исключительным, В поли­тической истории СССР известны случаи стихийных ста­чек и забастовок, политических антиправительственных демонстраций под красными флагами, с пением револю­ционных песен, не говоря уже о погромах отделений мили­ции или горкомов КПСС или насилии по отношению  представителям власти и здравомыслящим обывателям. Подобные беспорядки и стихийные бунты всегда сопро­вождались политическими лозунгами, листовками и выс­казываниями антисоветского характера. Но по своей мас­совости и размаху волнения в Новочеркасске выделялись из ряда остальных политических выступлений в Европей­ской России. Символика событий в Новочеркасске определяется даже не жестокостью властей, так как и до Новочеркасска при подавлении волнений было много стрельбы, крови и неправедного правосудия» по отношению к зачинщикам. Направленность и содержание протеста, состав участников (в основном рабочие) более осмысленные и организован­ные (по сравнению с другими волнениями) действия рабочих Новочеркасска выде­ляют этот мятеж в ряду других. Но главное заключалось в том, что события развора­чивались на фоне массового недовольства политикой власти в целом по стране, а не были, как обычно, привязаны к исключительной ситуации в одном отдельно взятом городе. Это была высшая точка народного недовольства, спровоцированная во­люнтаристическими решениями высшей власти. Кроме того, в первый и последний раз в организации подавления беспорядков принимали непосредственное участие члены Президиума ЦК КПСС А. И. Микоян и Ф. Р. Козлов, потому и ответствен­ность за расстрел легла на высшее руководство страны, а не на местные власти, ар­мию, органы КГБ и милицию.
Официально о событиях в Новочеркасске тогда не сообщалось. Экономическая ситуация в стране продолжала некоторое время ухудшаться, и в 1963 г. руководство СССР вынуждено было прибегнуть к массовым закупкам хлеба за рубежом. Благо­даря этому удалось стабилизировать экономическое положение.
На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 г. Н.С. Хрущев был снят с поста Перво­го секретаря ЦК КПСС за субъективизм и волюнтаризм в руководстве, хотя ответс­твенность за все, происходившее в стране, несло руководство партии.