В послевоенное время восстановление поли­тической системы стало первоочередной задачей. Хотя сталинский тоталитарный режим продолжал функционировать в своей жесткой карательно-репрессивной форме, он нуждался в конституционном оформлении. Этому служили выборы  в  Верховный и другие Советы депутатов трудящихся. Естественно, главное внимание уделялось под­бору кандидатов в депутаты, среди которых обязательно должно было быть не менее 20 - 25% беспартий­ных и не менее 30% женщин. До рассмотрения в ЦК ВКП(б) канди­датов в Верховный Совет респуб­лики партийные организации не могли «выставлять их для обсужде­ния на собраниях избирателей». Причем парторганизации обязаны были «сговариваться с беспартий­ными об общем кандидате, имея в виду, что главное в избирательной кампании - не отделяться от беспартийных», дабы не побуждать последних выдвигать «конкуриру­ющих между собой депутатов». Выставленный общий кандидат по округу регистри­ровался в окружной комиссии от имени группы заводов, колхозов, ряда обществ. После этого парторганизации должны были вести широкомасштабную агитацион­но-пропагандистскую работу.
Несмотря на все меры предосторожности, выборы прошли не так гладко, как планировалось. Сказалось тяжелое экономическое положение, и нуждающиеся лю­ди даже в условиях сталинского режима позволяли себе откровенно высказываться. На бюллетенях многие оставляли надписи, демонстрируя свое отношение к выбо­рам и к положению в стране. В специальной сводке Ростовского обкома партии со­общались следующие характерные примеры надписей инакомыслящих: «Я голодую, и все мне не мило»; «Вы когда домохозяйкам будете давать хлеб, ведь мы тоже работаем для пользы, чтобы можно было культурно жить»; «Просим вас, товарищ Лиховидов (кандидат в де­путаты, старший лейтенант, Герой Советского Союза. -Авт.), подействовать на наше правительство, что мы то­же хотим есть»; «Хорошо начальству - они кушают в три горла, хотя бы один начальник был с тонким брюхом, замучили, все тянут себе в карман, жить только они хотят а нам, рабочим, политику агитируют»; «Долой проклятых сталинских выродков вместе с партией»; «Хочу, чтобы товарищ Сталин узнал, как живут рабочие нашем городе». Всего в справке приведено 43 варианта различных высказываний, и было отмечено, что не­которая часть их носила нецензурный, хулиганский ха­рактер. Все эти материалы анализировались, и на основе обобщающих справок делались определенные выводы. Безусловно, подобные результаты выборов были важным, хотя и не запланированным каналом обратной связи власти и общества. Что касается результатов выборов, то в условиях тоталитарного политического режима они во многом предопределялись заранее. В феврале 1946 г. на выборах в Верховный Совет СССР по Ростовской области они составили 99,17%. Приблизительно такие же результаты давали и все другие выборы в последующее время. Однако следует заметить и иное: большинство советских граждан, в том числе жителей Дона, надеялись на лучшую жизнь и действительно связывали тогда свои надежды с правящей партией. И для этого были оп­ределенные основания.
Молодежь Ростовской области по призыву правящей пар­тии приняла активное участие в подъеме целины на Юге Рос­сии и в далеком Казахстане. В то же время в область прибыло по оргнабору много граждан из других республик, например из Белоруссии. Следует отметить, что широкомасштабные тру­довые миграции объективно сказались на популяции казачес­тва, которое в этих процессах естественным образом посте­пенно ассимилировалось, теряя свою этническую самобыт­ность. Население Ростовской области стало многонациональ­ным русскоязычным советским единством в соответствии с интернационалистской политикой правящей партии. Не­смотря на последствия войны все граждане имели возмож­ность на равных основаниях получать бесплатное восьмилет­нее образование, определенные услуги здравоохранения, со­циальное обеспечение, заниматься спортом.
О высоком качестве этих услуг говорят два примера. В по­слевоенные годы высшее образование в Ростове-на-Дону по­лучил известный политический обозреватель А.Е.Бовин, ко­торый с благодарностью вспоминал профессоров РГУ. Когда в 1952 г. СССР впервые принял участие в XV Олимпийских играх в Хельсинки, первым советским олимпийским чемпио­ном на этих играх стал ростовчанин - штангист Иван Удодов. Партийно-политическое руководство области с августа 1944 г. возглавлял П.А. Александр, который через три года по итогам работы комиссии из Москвы был вынужден уйти. С 1947 г. по 1950 г. первым секретарем Ростовского обкома КПСС являлся Николай Семенович Патоличев, сделавший, по общему мнению, очень много для области. В дальнейшем он 25 лет проработал министром внешней торговли СССР. Следующий донской руководитель П.Н. Пастушенко оказался менее способ­ным организатором, и в январе 1952 г. произошла очередная сме­на политического руководства области в связи с суровым поста­новлением ЦК ВКП(б) «О работе Ростовского обкома ВКП(б)». Первым секретарем был избран Н.В. Киселев, ранее успешно ра­ботавший в Белоруссии. Смена руководства в области совпала с начинавшимися переменами в общественно-политической жиз­ни всей страны.