Восстановление. Ущерб, нанесенный областному хозяйству, составил 20,5 млрд рублей (в довоенных ценах), поэтому в июне 1943 г. Совнарком Союза ССР принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению г. Ростова и Ростовской области». На возрождение своей малой родины поднялись все жители края, чтобы отстроить заново дома и заводы, парки и улицы, фермы, поселки, хуто­ра, станицы и города...
Первые послевоенные годы вошли в историю страны как годы возрожде­ния мирной жизни после тяжелого во­енного лихолетья. Люди, пережившие долгую и жестокую войну, считали, что все самое страшное осталось поза­ди. Происходившие изменения вселя­ли в них надежду на перемены к луч­шему: сразу после войны, в сентябре 1945 г., было отменено чрезвычайное положение; развернулась демобилиза­ция армии; в начале 1946 г. состоялись выборы в Верховные Советы СССР и союзных республик, местные советы депутатов трудящихся. Тогда же в марте 1946 г. вновь избранный Верховный Совет СССР принял Закон о пятилетнем плане развития народного хозяйства страны на 1946 - 1950 гг., который определил основную задачу быстрейшего восстановления разрушенной и разоренной войной экономики.
Послевоенное восстановление проходило в условиях сохранения сталинской тоталитарной системы, кото­рая достигла высшей точки своего развития и определяла жесткую централизацию, административно-при­казные методы управления и всеобъемлющий контроль в сфере экономики.  Была сохранена довоенная модель экономического развития, приоритеты в которой принадлежали от­раслям тяжелой промышленности  угольной и металлургической, энерге­тике и машиностроению. Однако следует признать, что в сложных условиях восстановления разрушенной экономики ориентация власти на жесткую производственную дисциплину и коммунистический энтузиазм дала необходимый результат.3 июне 1947 г. с конвейера завода «Ростсельмаш» сошла первая послевоенная машина, а в октябре 1948 г. комбайностроительный гигант был полностью возрожден и достиг довоенного уровня производства. Больших успехов достиг комбинат «Ростовуголь»: к концу 1950 г. на нем почти вдвое была превышена довоенная среднесуточная норма добычи угля. Довоенный уровень потребления элек­троэнергии также был превзойден примерно в два раза. За пятилетку были полностью восстановлены металлургические заводы области и т. д.
В 1946 г. на базе Новочеркасского паровозостроительного завода был организован НЭВЗ, который уже в 1947 г. выпустил первый электровоз «ВЛ», в Таганроге сошел с конвейера первый зерноуборочный комбайн СК-4, завершилось строи­тельство самой крупной в те годы на Дону Несветай ГРЭС, вступили в строй химические комбинаты в Ка­менске, Волгодонске, Новочеркас­ске, став предприятиями большой химии. Событием, имевшим значе­ние для всей страны, стало строи­тельство и начало эксплуатации Волго-Донского судоходного кана­ла. Строительство канала было осуществлено в кратчайшие сроки: становление Правительства СССР по этому вопросу было опуб­ликовано в декабре 1950 г., 31 мая 52 г. слились в едином потоке воды Волги и Дона, а 27 июня 1952 г. по каналу началось регулярное грузовое и пассажирское движение. С вводом в строй этого крупнейшего гидротехнического сооружения Дон превратился из внутриобластной магистрали в большой водный путь, а Ростов стал портом пяти морей. Одновременно было создано рукотворное Цимлянское море и построена Цимлянская ГЭС, позволившая Ростовской области вырабатывать электроэнергии больше, чем все электростанции царской России. Большой вклад в строительство этих объектов внесли заключенные системы ГУЛАГа. Однако главную и решающую роль сыграли, конечно, труженики области, вдохновляемые ком­мунистическим энтузиазмом, характерным для той поры.
В целом промышленность Дона успешно выполнила задания пятилетнего плана: объем произведенной ею в 1950 г. продукции на 20 % превысил уровень 1940 г. Глав­ная заслуга этого несомненного успеха принадлежала простым труженикам, чьими усилиями и жертвами в кратчайшие сроки были получены, казалось, недостижимые результаты.
Быстрое восстановление после войны советской тяжелой индустрии имело, од­нако, и свою оборотную сторону, а именно: совершенно недостаточные капитало­вложения в легкую и пищевую промышленность, в сельское хозяйство и социаль­ную сферу. Крайне сложной в первое послевоенное пятилетие была ситуация в сель­ском хозяйстве, где к тяжелым последствиям войны (сокращение посевных площа­дей и поголовья скота, острая нехватка техники и рабочих рук) добавилась новая бе­да - небывалая засуха, неурожай (7 центнеров зерна с 1 гектара). Посевы зерновых в 1946 г. погибли в Ростовской области на 292 тыс. гектарах. Негативную роль сыгра­ло также увеличение госпоставок в условиях низкого урожая; сокращение поставок хлеба на внутренний рынок; повышение розничных цен в 2 - 2,5 раза на хлеб и дру­гие продовольственные товары; изоляция сельского населения от государственной торговли через карточную систему; сокрытие факта неурожая. Все это вызвало го­лод в 1946 - 1947 гг. Он привел к распространению эпидемий и резкому повышению смертности людей. Жители Ростовской области, как сообщалось в одном из писем центральному руководству страны, «пухнут от голода». В Ростове-на-Дону число умерших в 1947 г. было вдвое больше, чем в 1946, а в Ростовской области - на 50 -90%. Это привело к естественному сокращению населения. В условиях голода нача­лось бегство сельского населения, в том числе и из районов Ростовской области. Многотысячные потоки голодных, ослабленных людей, двигавшихся по стране в поисках пропитания, стали благодатной средой для распространения различных эпидемий.
Ценой огромных усилий к концу пятилетки сельское хозяйство Дона было выве­дено на довоенный уровень, но только по ряду показателей, например, по размеру посевных площадей, а численность продуктивного скота так его и не достигла. Это предопределило отставание сельского хозяйства и в следующей, 5-й пятилетке. Но масштабы трудностей скрывались от общества в интересах сохранения стабильно­сти политической системы.